Анучин Дмитрий Николаевич
(27.8.1843, Петербург - 4.6.1923, Москва;
похоронен на Ваганьковском кладбище)



Анучин Дмитрий Николаевич - антрополог, основоположник научного изучения географии, антропологии и этнографии в М.у. Отец, Николай Васильевич Анучин, из духовного сословия Нолинского уезда Вятской губернии, за участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах выслужил офицерский чин и потомственное дворянство. Мать, Татьяна Фирсовна Захарова, дочь зажиточного крестьянина Галичского уезда Костромской губернии, получила образование в одном из петербургских пансионов. А. был шестым и последним ребенком в семье, причем к моменту его появления на свет в живых оставались лишь его два брата. В детстве А. пробовал сочинять стихи и рассказы, мечтал стать писателем. В 1854-1860 г. учился в 4-й петербургской (Ларинской) гимназии, причем за время учебы потерял отца, мать и одного из братьев. Окончив гимназию, в 1860 году Д. Н. Анучин поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Весной 1861 г. заболел (предполагали туберкулез) и по совету знаменитого доктора С.П.Боткина покинул Россию, отправившись для лечения за границу (два года провел в Германии и Италии, где познакомился с А.И.Герценом).

Вернувшись весной 1863 г. в Россию, А. перебрался в Москву, где к тому времени уже поселился его брат Михаил, практикующий врач, и осенью 1863 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета университета. Избрав своей специальностью зоологию, А. слушал лекции проф. А.П.Богданова по зоологии беспозвоночных, С.А.Усова - по зоологии позвоночных, Я.А.Борзенкова - по сравнительной анатомии, оказавших на студента большое влияние. С.А.Усову принадлежала решающая роль в формировании последовательно дарвинистских взглядов будущего ученого. Благодаря А. П. Богданову, который считается пионером русской антропологии, Анучин проявил первый интерес к этой науке, исследованиям древнего человека в курганных погребениях. Первой темой своей студенческой научной работы А. выбрал изучение человека в системе животного мира, и именно А.П.Богданов фактически выступал в роли его научного руководителя. В 1867 г. А. успешно окончил Московский университет со званием кандидата, но при кафедре для подготовки к профессорскому званию оставлен не был (вероятной причиной называют женитьбу А. вскоре по окончанию ун-та на А.А.Ушаковой).

Пауза в научной карьере А. продлилась до 1871 г., когда, по приглашению проф. С.А.Усова, он занял должность ученого секретаря Общества акклиматизации животных и растений. Проявив здесь организаторский талант, А. наладил доставку редких животных из Африки, Сибири и Средней Азии, их успешную акклиматизацию и содержание в неволе. В 1873 г. в периодическом сборнике "Природа" вышла его первая опубликованная работа "Очерки африканской фауны", написанная по материалам собственных наблюдений за животными. К 1876 г. в том же издании было опубликовано еще несколько статей зоогеографического и этнографического характера и большая работа по проблеме происхождения человека "Антропоморфные обезьяны и низшие типы человечества" (1874), находившаяся на стыке зоологии и антропологии. В 1874 г. А. был избран действительным членом ОЛЕАЭ, а в 1875 - секретарем антропологического отдела общества, тогда же - членом московского Археологического общества, в 1879 г. - Русского географического общества. В 1875 г. он с блеском сдал магистерские экзамены, консультируясь по теме магистерской диссертации по антропологии с А.П.Богдановым. К 1876 г. относится его первая монография по антропологии и этнографии айнов, где наряду с антропологическим материалом широко использованы этнографические, исторические и лингвистические данные, и положено начало комплексному подходу к изучению человека.

В октябре 1876 г. от Министерства народного просвещения было получено разрешение учредить при физико-математическом факультете Московского университета кафедру антропологии. Ее инициатору, А.П.Богданову, удалось привлечь и необходимые для ее создания финансовые средства: капитал в 25 тысяч рублей был получен ОЛЕАЭ от К.Ф.Фон-Мекка. Для подготовки к занятию этой кафедры по предложению Богданова А. был командирован за границу сроком на два с половиной года (стажировка также оплачивалась из средств, полученных от Фон-Мекка). За границей А. слушал курсы в Сорбонне, Берлинском ун-те, изучал антропологические коллекции в музеях Германии, Великобритании, Бельгии; во Франции работал в лаборатории классика научной антропологии П.Брока и участвовал в раскопках в пещерах на юге страны. На парижской Всемирной выставке 1878 г. по поручению ОЛЕАЭ А. организовал русскую часть антропологического отдела, получившую высокую оценку мировой научной общественности и привезенную им по окончании выставки в Россию. Коллекции доисторических древностей, собранные ученым, демонстрировались на Антропологической выставке в Москве в 1879 г., а затем переданы в Московский университет на хранение и стали основой Антропологического музея, хранителем которого был назначен А.

В 1880 г. А. защитил в Московском университете диссертацию на степень магистра зоологии под названием "О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам", в ходе подготовки которой за границей обработал огромный краниологический материал (около 4 тыс. черепов). Диссертация продемонстрировала последовательный моногенизм ученого, стоявшего на позициях видового единства человечества.

В 1880 г. А. приступил к чтению первого в России университетского курса антропологии, а в апреле 1881 г. был утвержден приват-доцентом по кафедре антропологии. Но уже в 1884 г. существование кафедры антропологии было прервано, поскольку она была не предусмотрена новым университетским уставом. Несмотря на это, А. развернул борьбу за сохранение антропологи если не в ранге кафедры, то хотя бы как учебной дисциплины, добившись сохранения ее факультативного преподавания.

В ноябре 1884 г. А. был назначен экстраординарным профессором на созданной новым уставом кафедре географии и этнографии историко-филологического ф-та и занимал ее бессменно вплоть до 1919 г. (с 1891 г. - ординарный, с 1906 г. - заслуженный профессор), когда произошло ее разделение на кафедры географии и антропологии. В 1889 г. кафедра была передана на физико-математический ф-т. За этим перемещением стоял принципиальной важности вопрос о месте географии в системе наук и содержании ее предмета, вылившийся в середине 80-х г. в оживленную дискуссию, в которой активное участие принял и А.

На кафедре географии и этнографии Анучин читал с 1885 г. курс общего землеведения, с 1886 г. "древнюю" (историческую) географию, с 1887 г. курс географии России. Весной 1888 г. он впервые в отечественных университетах начал читать систематический курс этнографии России, а через полгода - курс общей этнологии. После перемещения кафедры на естественное отделение физ-мат. ф-та, А, прочитал курс географии Азии - первый страноведческий курс по зарубежным странам, в 1890 г. - курс физической географии; в том же году он стал вести географический семинарий, которым руководил вплоть до 1917 г.

В 1889 году была опубликована широко известная работа А, "О географическом распределении роста мужского населения России", в которой, на основании данных всеобщей воинской повинности за 1874-1883 гг. о распределении роста по губерниям и уездам, были установлены центры высокорослости и низкорослости на европейской территории России. Объяснение картины географического распределения роста А. находил в данных исторической этнографии - в размещении в различные эпохи на территории Восточной Европы финнов и славян, в расселении славянских племен и путях их колонизации, обусловивших различия в расовом составе отдельных районов. Это комплексное исследование оказало большое влияние на дальнейшее развитие отечественной и зарубежной антропологии. В сентябре того же года совет Московского университета присвоил Анучину степень доктора географии honoris causa (без представления диссертации) за совокупность научных трудов по антропологии, этнографии и географии. В 1890 г. А. был избран президентом ОЛЕАЭ.

В 1890-1900-е гг. А. вел исследовательскую работу параллельно в трех направления: по антропологии, палеоэтнографии и географии. В области географии его привлекла гидрология и, в частности, лимнология (наука об озерах). Результатом стал обобщающий труд "Верхневолжские озера и верховья Западной Двины" (1897). В антропологии А. интересовала, в первую очередь, расовая проблематика. Ученый также принял участие в дискуссии о возможности и пределах применения математических методов в антропологии. Большой интерес проявлял А. к антропогенезу, считая своим общественным долгом пропагандировать эволюционистский взгляд на проблему (популярные работы "Происхождение человека и его ископаемые предки" (1912) и "К вопросу о древнейших людях" (1916)).

В 1890-е гг. по-прежнему сохранялся интерес Анучина к палеоэтнографии - синтезу этнографии и археологии, где им были выпущены работы: "Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда" (1890), "К истории ознакомления с Сибирью до Ермака" (1890), "К истории искусства и верований приуральской чуди" (1899). Признанием его заслуг в области этнографии - не только исследовательских, но и организаторских и учебно-методических - стало его избрание председателем этнографического отдела ОЛЕАЭ в 1914 г.

В 1892 г. по инициативе Анучина было открыто географическое отделение ОЛЕАЭ. Огромное внимание А. уделял популяризации географии. В 1892 г. под его руководством в залах Исторического музея была устроена первая в Москве Географическая выставка, пользовавшаяся большим успехом. После ее завершения экспонаты были переданы на хранение в Московский университет, где стали основой создания Географического музея Московского университета, который с 1908 по 1923 г. возглавлял А. В 1915 г. он выступил организатором I Всероссийского съезда преподавателей географии. Таким образом, А. явился основателем отечественной географической школы, но не в плане разработки теорий и концепций, а как организатор географического образования - профессионального и школьного, и создатель институционально-кадровой структуры науки.

А. был постоянным автором многих известных русских периодических и научных изданий. Так, он тесно сотрудничал с газетой "Русские ведомости", став с 1883 г. их соиздателем, а в 1887 г. редактором; с газетой "Русский курьер", где состоял членом редакции. До конца жизни А. редактировал основанный им журнал "Землеведение" (1894), а также "Этнографическое обозрение" (с 1889 г.), "Русский антропологический журнал" (с 1900 г.). Он был автором многих статей в энциклопедическом словаре Брокгауза-Ефрона. Общее число публикаций А. превышает 500, из которых многочисленные работы (ок. 300) посвящены истории российской науки, отечественным ученым (Ломоносову, А.С.Уварову, Н.Н.Миклухо-Маклаю, Н.М.Пржевальскому и др.). В 1899 г. А, опубликовал серию статей, составивших книгу "Пушкин. Антропологические эскизы", в которой в частности доказал, что прадед поэта А.П.Ганнибал был абиссинцем.

В 1896 г. Академия наук избрала А. ординарным академиком по кафедре зоологии, однако в силу того, что он не мог переехать на постоянное место жительство в Санкт-Петербург, по собственному прошению в 1898 г. А. оставил эту должность с одновременным избранием его почетным членом Академии. А. также был избран действительным или почетным членом многих научных обществ и академий, в т.ч. Парижского антропологического общества (чл.-корр. с 1879 г.), Итальянского общества антропологии и географии (действ. член с 1880 г.), Американского антропологического общества в Вашингтоне (член с 1883 г.), Королевского антропологического института в Лондоне (поч. член с 1897). За свои заслуги он был награжден орденами Св. Владимира 3 и 4 степени, Св.Анны 2 степени, иностранными наградами, в т.ч. был кавалером ордена Почетного легиона. В 1916 г. А. избран почетным членом Московского университета. Личность А. вызывала интерес не только в научной, но и в литературной среде: он дружил с Л.Н.Толстым, переписывался с А.П.Чеховым и Д.Н.Маминым-Сибиряком.

Авторитет А. в университете основывался на его принципиальной внепартийности и лояльности по отношению к власти, вызывавшей подчас неприязнь его более политизированных коллег. В разгар событий 1911 г. А. не присоединившийся к протесту своих коллег, покинувших М.у., исполнял обязанности декана физико-математического факультета (до 1912 г.). Свое общественное кредо А. видел в том, что честное выполнение профессионального долга и есть наилучшее служение России; власть же хороша или плоха настолько, насколько она помогает или мешает науке.

Многие идеи А. получили возможность реализоваться только после установления Советской власти, проявлявшей повышенное внимание к преподаванию географии, этнографии и антропологии в связи с вовлечением национальных окраин в "социалистическое строительство" и формировании антирелигиозной картины происхождения человека. В 1919 г. в результате разделения кафедры географии на две возникла, наконец, самостоятельная кафедра антропологии, за которую А. безуспешно бился несколько десятилетий. Кафедру географии он передал своему ученику А.А.Круберу, а сам возглавил кафедру антропологии. В 1922 г. осуществились еще два его давних замысла: при М.у. открылись НИИ антропологии и Географический институт (А. стал его первым директором).

Кроме этого, в первые годы советской власти А. возглавлял Московское археологическое общество, географическое отделение Коммунального музея Москвы (ныне Музей истории и реконструкции Москвы) и комиссию по созданию Центрального этнографического музея в Москве, сотрудничал с Российской академией материальной культуры (РАИМК). В 1921 г. выступил одним из членов-учредителей Всероссийской научной ассоциации востоковедения при Наркомнац и вошел в состав комиссии по подготовке экспедиции в Афганистан. Участвуя в развитии системы высшего и среднего образования, А. разрабатывал структуру и подбирал кадры для Ташкентского и Уральского (в Екатеринбурге) университетов, возглавил научно-методическую работу по созданию советской трудовой школы. Продолжая свою давнишнюю популяризаторскую работу, в 1922 г. А. опубликовал книги "Открытие огня и способы его добывания" и "Происхождение человека". Работоспособность и научную форму он сохранял буквально до последних дней жизни.

Главным итогом научной жизни Анучина были три вставших на крыло дисциплины: антропология, география, этнография, которые как самостоятельные науки состоялись в России во многом, если не исключительно, благодаря его феноменальным усилиям, а его ученики определили в будущем лицо этих наук. В географии это Л.С.Берг, А.А.Борзов, М.А.Боголепов, М.С.Боднарский, С.Г.Григорьев, Б.Ф.Добрынин, А.А.Крубер, И.П.Силинич, А.А.Синицкий, И.С.Щукин и др.; в антропологии и этнографии - Б.Ф.Адлер, В.В.Бунак, Б.Н.Вишневский, Б.С.Жуков, А.А.Ивановский, А.И.Колмогоров, Б.А.Куфтин, В.П.Налимов, Н.А.Синельников и др.

Мемориальная доска А. установлена на д.6 в Хлебном пер., где он жил в 1911-1923 г. Имя А. присвоено Музею антропологии МГУ. Также его именем названы ледник на севере острова Новая Земля, гора на Сев. Урале, остров и пролив в Малой Курильской гряде.

Библиография:

  1. Сани, ладьи и кони, как принадлежности похоронного обряда// Древности, т. XIV, 1890.
  2. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака// Древности, т. XIV, 1890.
  3. Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нем представлений // Землеведение, 1895.
  4. К вопросу о диких лошадях и об их приручении в России //Журнал Министерства Народного Просвещения, 1896.
  5. Труды экспедиции по исследованию источников главных рек Европейской России. М. 1897.
  6. К истории искусства и верований у Приуральской чуди в кн: "Материалы по археологии восточных губерний", М., 1899.
  7. Цикл статей "Япония и японцы //Землеведение за 1904-1906 гг.

Сочинения:

  1. О людях русской науки и культуры, 2-е изд., М., 1952;
  2. Геогр. работы. М., 1954 (библиография).

Литература:

  1. Богданов В.В. Д.Н.Анучин. Антрополог и географ. М., 1941;
  2. Соловьев А.И. Д.Н.Анучин (1843-1923) // Анучин Д.Н, Борзов А.А. Рельеф Европейской части СССР. М., 1948;
  3. Берг Л.С. Д.Н.Анучин (1843-1923) // Очерки по истории русских географических открытий. М.-Л., 1949;
  4. Есаков В.А. Д.Н.Анучин и создание русской университетской географической школы. М., 1955;
  5. Карпов Г.В. Д.Н.Анучин. М., 1962.

Архивы:

  1. РГАЛИ, ф.1011 (в т.ч. рукопись обширных "Воспоминаний";
  2. ГИМ, ф.448;
  3. НБ МГУ;
  4. МЗ МГУ;
  5. МОИП, ф. ОЛЕАЭ;
  6. РГБ, ф.10;
  7. ИРЛИ, ф.377.

Т.Д.Соловей, Д.А.Гутнов


<<< Назад